В своей жизни мы используем определенные методы воспитания: убеждение, уговоры, указания, советы, наказание, поощрение. Для этого не обязательно быть педагогом по диплому. Достаточно осознанно подходить к процессу воспитания своих деток. Об этом мы рассуждали в предыдущих статьях. Сегодня предлагаю поговорить о часто используемых методах воспитания: наказании, убеждении, поощрении. Эти понятия напрямую связаны с такими понятиями, как добро и зло.
Сейчас постараюсь объяснить: почему это так? У наших малышей все просто: наказали - значит обидели ни за что. «Эти взрослые такие злые, недобрые.» Поощрили - подарили положительные эмоции. «Мои мамочка и папочка добрые. Они меняют любят.» Так мы формируем представления о «добре» и «зле». Конечно, мы не говорим о физическом наказании, которое НЕ допустимо. Мы говорим о наказании, которое может выражаться в строгом голосе, сердитом взгляде, лишении мультиков. Просто помните: если ребёнок не понимает «за что», это будет вызывать у него только негативные эмоции. Обида, чувство несправедливости, агрессия по отношению к миру взрослых, а порой и душевная боль. Все это не пройдёт бесследно. Детские «раны» заживают долго.
Но что делать, если ребёнок не слушается? Совсем не слушается! В таких ситуациях есть несколько выходов. Первое - попробуйте переключить внимание вашего малыша. Второе - поговорите с малышом. Объясните свою точку зрения. Третье - дайте ему возможность поступить так, как считает он. При условии, что жизни и здоровью вашего малыша ничего не угрожает. Четвёртое - покажите, что вы очень огорчены его поведением.
Я уверена: у каждого родителями есть свои «секретные» подходы к ребёнку. Но, дорогие мамы и папы, не используйте вместо «убеждения» метод «поощрения». Так вы можете сформировать у ребёнка метод «манипуляции», который обернётся против вас. «Я соберу игрушки - получу вкусную конфету или посмотрю мультики». «Пойду в садик и не буду плакать - вечером у меня появится новая игрушка». «Закончу четверть без троек - поеду отдыхать». Так формируется сознание «потребителя»: ничего не буду делать, если мне ничего не будет взамен. Казалось бы, метод «поощрения» должен сформировать позитивные чувства, представления, но не в этом случае. А вот похвала, уважение, сотрудничество, возможность предоставить своему ребёнку выбор - самые эффективные методы воспитания детей.
Каждый человек на своём жизненном пути встречается с понятиями «добра» и «зла». Формируются эти понятия в детстве. Чему научится маленький человек: озлобится или сумеет простить, будет ненавидеть или любить, станет разрушать или созидать. Все это, дорогие мои взрослые, зависит от нас, от наших методов воспитания. Главное - помнить: умение сочувствовать и сострадать другим делают людей людьми.